Category: дети

Category was added automatically. Read all entries about "дети".

Неприятные вопросы

Эйнштейн сказал, что если кто-то не может объяснить суть своей работы шестилетнему ребенку, то он сам не понимает чем занимается. Ответы "так принято", "я сказала", "для твоего блага", "потом поймешь" или "почитай по теме" можно считать шарлатанскими. Если вы любите тесты, то предлагаю на пробу десяток очень сложных вопросов, попробуйте ответить для шестилетнего:

  1. Почему нужно переходить дорогу на зеленый свет и только по переходу? Машин не видно, все переходят.
  2. Почему нельзя врать? Так быстрее, дело пустяковое. А иногда с правдой всем только хуже будет.
  3. Почему нельзя воровать? Магазин не обеднеет, никто не заметит, за пустяк не посадят.
  4. Почему нельзя парковаться на зебре, ездить по тротуарам и выгуливать собаку на школьном стадионе? Могут обойти, спешу по важному делу, собаку выгуливать больше негде.
  5. Почему надо уступать место слабым? Мужчина устал за смену, девушки не работают настолько тяжело, а пенсионеры и так все время отдыхают.
  6. Зачем нужно работать? Многие не работают или бездельничают на работе, а получают больше.
  7. Для чего заправлять кровать, чистить зубы, мыть посуду, убирать в комнате? Посуда чистая еще есть, зубы искусственные вставить можно, комната и так сойдет.
  8. Что именно дети должны родителям? А родители детям? А любимым? Друзьям? Встречным незнакомым? Родине? Что мне должны те, на кого я обижен или злюсь? В чем вина тех кого я боюсь?
  9. Как правильно наказывать детей? Как правильно поощрять детей? Со скольки лет нужно воспитывать детей?
  10. Куда уходит детство? Почему люди перестают быть детьми?

Практикум

Попытка привести примеры для рассказанных ранее теорий. Не про детей, но дети присутствуют. Легкий случай, диалог уплотненный. Персонаж выдуман, совпадения случайны, любить или ненавидеть его не нужно. Верить ему не обязательно, лично я с ним не согласен, персонаж в терапии нуждается. Терапевт тоже придуман, замечания и правки приветствуются.

Collapse )

Дополнение к самотерапии

Представьте, что у вас есть третья рука. Но вы не можете управлять этой рукой, только чувствуете боль и другие последствия, когда что-то задевает её. А задевать будет, потому что вы не видите эту руку, даже не знаете в каком месте она растет. Теперь представьте, что эта рука обладает своей волей, она может сопротивляться вашим решениям, цепляться за окружающие предметы и толкать вас. Знакомьтесь - так выглядит жизнь вашего подсознания.

В детстве человеческое "я" полностью состоит из детских чувств и реакций, но по мере взросления приходится все чаще выбирать "надо" вместо "хочу". Интересы невидимого "внутреннего ребенка" отодвигаются на задний план. И позднее при взгляде на настоящих детей мы склонны игнорировать существование их невидимых частей, интересуясь лишь взрослыми реакциями, считаем что они заменяют детские, приходят на смену.

Однако, отвечавшая за функционирование "ребенка" часть мозга не отключается. Она продолжает генерировать желания, тревоги и раздражение, смущать непознаваемостью подсознания. Если же начать обращаться с собой как с ребенком, то части головоломки становятся на место, страхи и злость лишаются оснований, и из-подо льда недоверчивости появляется нечто другое, что взрослые регулярно пытаются найти у окружающих.

Collapse )

Дополнение к потребностям

В тексте про самотерапию торможение разумной деятельности было сведено к наличию внутренних конфликтов, а также был дан пример методики по устранению причин проблемы. Суть методики - удовлетворение потребностей, которые у человека есть, просто он их привык игнорировать. Например, многие цивилизованные люди не умеют любить, не умеют испытывать это чувство. Они любят, да, у них есть такая потребность в числе важнейших, они испытывают любовь, но делают это неумело, совершая множество ошибок. Просто их никто не научил. И никто даже не подсказал, что этому нужно и можно учиться. А доступные учебники в виде художественных произведений насыщены подменами - даже страх начинали считать признаком любви, хотя он является её полной противоположностью.

У человека есть разнообразные потребности. Необходимость дышать, пить, есть, отдыхать после активности - категория "голод", их невозможно игнорировать, это приводит к смерти, поэтому удовлетворение таких потребностей реализовано глубоко на уровне рефлексов, не требуются сложные навыки. С точки зрения психологии интересно рассмотреть другой тип потребностей. Их главное отличие от голода - возможность игнорировать их, это делает человека несчастным, но не приводит к смерти. Источник потребностей находится в подсознании, неудовлетворенность проявляется эмоциями - это и есть потребности "внутреннего ребенка", которые нужно удовлетворить для получения внутренней гармонии.

Collapse )

Самотерапия

Худший вид прокрастинации это невозможность начинать любимые занятия. Например, если нравилось рисовать, то появится стойкое нежелание брать карандаш в руки. Правильнее сказать - появится желание не брать. Совершенно нелогичное, поэтому найдется десяток ничего не значащих оправданий - карандаши слишком дешевые, все-равно не получается, надоело, нужно срочно заняться чем-то другим. Так поочередно можно лишиться всех известных способов получать удовольствие. Перестают радовать перспективные проекты, анекдоты в интернете, общение - от всего тошнит, лениво даже потратить минуту на поливку цветов, не говоря уже о приготовлении нормального ужина. Не вычеркиваются только те желания, которые по объективным причинам невозможно выполнить прямо сейчас, например - отоспаться, посмотреть еще не вышедший фильм, отправиться в странствия.

Проблема не в отсутствии желания. Если нравилось рисовать, то есть желание рисовать. Но одновременно с этим есть множество других желаний: заработать денег, построить дом, посадить дерево и далее по списку. Но и другие желания не начнут выполняться. Потому что проблема не в отсутствии, а в выборе того желания, которое нужно реализовывать прямо сейчас. Логичное мышление подбрасывает ограничения - для посадки дерева не сезон, на квартиру денег нет, рисовать не время, потому что зарабатывать надо на квартиру, но на работу нет сил, это авитаминоз сезонный или недосып хронический, надо хотя бы настроения волну поймать, но еда уже не лезет, рисовать не время, а больше не знаю чем настроение можно поднять, надо дотерпеть до конца рабочего дня и плестись домой, а жизнь уходит, печаль, тоска.

В голове постоянно идет бессмысленный торг - есть много интересных дел, но именно сейчас ни одно не подходит. В итоге внутреннего несогласия тормозится любая деятельность, и логика лишь пытается озвучить результат, а не высвечивает причину. Когда не хочется заниматься тем, что никогда и не нравилось - это не прокрастинация, а вполне здоровое сопротивление, нужно разрешить себе перечитать список возможностей для самореализации. Хуже когда по невидимым причинам пропадает желание заниматься любимой работой. Сейчас пойдет длинный монолог про то, что неуверенность при выборе из желаний рождена проблемой самоидентификации. Той самой, которая порождает множество тревог и проблем самооценки. Еще одна попытка предложить решение, еще один итог для предыдущих постов.

Collapse )

UPD: Дополнения к потребностям и к самотерапии.

Про поддержку

У меня в журнале появился подзамочный пост, скрыт от всех, написан для себя на тему "список сто". Рекомендую ознакомиться с этой темой и попробовать составить свой список, добраться хотя бы до восьмидесятого пункта. Всех проблем это не решит, но неплохо помогает выйти из колеи, избавиться от зашоренности или замыленности взгляда на собственную жизнь. В моем личном списке "сто фактов про меня" есть такой пункт - не люблю календарные праздники, не умею радоваться по расписанию. Поэтому новогодних поздравлений не будет, достаточно того что я две недели старательно молчал, не мешая другим радоваться (довольный смайлик). Но праздничный марафон на исходе, можно немного поработать.

Для многих людей существует проблема самоопределения - кто я, зачем я? Можно часто использовать местоимение "я", но относить его не к себе, а к своему внешнему виду. При этом настоящее "Я" перестанет получать что бы то ни было из внешнего мира, затоскует под грудой нереализованных желаний и несбывшихся ожиданий. Все кнуты и пряники от жизни будут восприниматься логикой, раскрашенной для общества маской. Никому не видимый настоящий "Я" будет пытаться проявить себя как-то во внешнем мире, чтобы получить хоть какое-то доказательство своего существования. Как мы можем заметить невидимку? Наблюдая за его следами. Так и внутренний невидимка будет ждать реакции окружающих на свои следы.

Collapse )

Прошлый текст про компанию субличностей получился длинным и неудобоваримым. Как и многие другие мои тексты, да. Поэтому могу иногда возвращаться к высказанным ранее мыслям, чтобы попытаться прояснить их. Пост les_gustoy про необходимость поддержки кажется мне хорошей иллюстрацией к попыткам получить "именно красные яблоки".