Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Демократия

Крайне маловероятно, что я здесь буду писать о политике. Мне нравится продумывать свою точку зрения, даже если будет результат не популярным. Скорее всего я с вами не согласен, но это не достойный повод для беседы. Споры о политике возникают легко, протекают бурно и не приносят заметной пользы. Разве что пар выпустить, но этого я не хочу. Политика это удобное поле для саморекламы, но я в этом не нуждаюсь. Если я сейчас попрошу вас представить или вспомнить проворовавшегося чиновника, вскрывшийся беспредел в полицейском участке либо квазихудожественную акцию порчи чужого имущества или святынь, то это будет иллюстрация к возникновения мигрени, а не приглашение к спору. Я признаю ваше право на свою точку зрения.

Синдром беспокойных ног, судорога, метеозависимость, мигрень, ревматизм - это странные сбои в системе управления мышцами. Вроде бы мелкие, но приводят иногда к катастрофическим последствиям. Интересует причина спазма - почему на мелкий мускул подается команда напрячься изо всех сил, если для этого не видно никакой цели, и соседние мускулы никак в намеченном движении не задействованы? В понимании может помочь аналогия с государством. Организм и психика человека это множество тесно сплетенных систем, не нечто однородное. Есть министры и оппозиционные прослойки, есть тревожные ожидания и государственные цели. Например, завтра моему государству пророчат трудный день, поэтому я укладываю его спать, чтобы накопить ресурсов, но напряженная, как при беге, диафрагма не позволяет глубоко вдыхать расслабленной грудью, спина не расслабляется, руки сжимают подушку, ноги готовы к прыжку - знакомое многим состояние. Настолько привычное, что даже не замечается. Только по ощущению усталости после сна. И при разминке хрустят суставы, сжатые противоречивыми командами. И не радует мысль о полезных нагрузках в спортзале.

Организм не управляется президентом сознания напрямую. Мы командуем отдых, а в подсознании народ продолжает смотреть телевизор с криминальной хроникой, надеется взять кредит на повышение самооценки, распространяет слухи об инфляции. Воры, мигранты, полимеры - жизнь бурлит и бьет ключами. Если глянуть статистику, то проблем не стало больше, доходы растут, и отпуск запланирован. Но мы же знаем! Революционно настроенные процессы требуют бежать, для преодоления режима выискивают места, где власть центра ослаблена. На фоне общего гипертонуса достаточно незначительного усиления для пересечения красной черты - если мышцы давно напряжены, то легкого сигнала хватит для спазма. И СМИ приковывают внимание к больному месту. Простой вывод - для борьбы с мигренью нужно не только мелкий мускул расслабить, но и разобраться с народными волнениями. Этот же вывод подходит и к обидам - если далеко не самый значительный эпизод вызывает бурные неприятные переживания, то нужно не только мелкий сбой в системе оценок поправить, но и общую тревожность снижать.

Неприятное

Мало кто умеет отличать чувства от эмоций или настроения от аффектов. Я так не научился, например, отличать фрустрацию от депривации. Поэтому скажу проще - меня интересует природа неприятных переживаний. По ощущениям лично я четко различаю всего три: едкая горечь обиды, холодное сжатие страха, жгучее давление раздражения. Из их сочетаний с приправой условий люди придумали множество других слов - стыд, досада, тоска... Размытые границы толкований разнятся от словаря к словарю. Но если глядеть не на названия, то получаются странные результаты.

Так к страху относят очень разные явления. Ужас по ощущениям это ступор "не знаю что делать". Пример причины - нарушение картины мира "не знаю на что опереться". Рядом фобия, вторичный страх перед попаданием в ужасающую ситуацию, когда воображение с привычками шалит. К страху же относят безэмоциональные опасения, основанные на логике неприятных прогнозов. И за страх принимают тревожность, которую правильнее отнести к раздражению. Последнее может быть основано на страхе, но по сути противоположно ему - это побуждение к действию. Ощущаются силы, выделенные под какое-то желание. Проблема в том, что противоположные желания передрались в механизме выбора, поэтому что-то делать надо, но непонятно что - подавленные желания не видны на уровне сознания, а сила бурлит, давление в котле растет и может сорвать клапаны поведенческих ограничений.

Обычно раздражение сопровождает обиду или страх. Хочется покинуть травмирующую ситуацию, но не понятно как. Эту смесь принимают за нечто самостоятельное - злость. В отрыве от словарей она оказывается не эмоцией, а подсмотренным в детстве способом избавиться от неприятных переживаний - обвинить кого бы то ни было, чтобы выпустить пар раздражения хоть куда-нибудь. Облегчение приятно, поэтому некоторые выискивают негатив в окружающем мире, чтобы позлиться и тем хоть на время заглушить обиду или иную причину неизбывной тревоги. Второй известный способ справиться с душевной болью - погоревать. Не разрушительно для окружающих, не становится вредной привычкой и позволяет надолго смириться, но тоже не помогает разглядеть причину горя.

Разрешите взлет

Возьмем несколько разных мыслей для плетения. Первая нить - необходимость парковать фокус внимания. В привычном окружении для внимания мало целей, поэтому внимание обычно зависает в голове неподалеку от глаз и ушей, готовое броситься в любую сторону. Или бродит по мысленным картинкам, заставляя глаза фокусироваться в несуществующую даль, от чего глаза сильно устают, а под глазами появляются тени и даже мешки. Вторая нить - если человек уверился в плохости мироздания, то нижняя часть его лица напряжена запретом на улыбку, в результате от носа к углам рта протягиваются морщины унылой маски. Напряжение привлекает к себе внимание. Затронутые вниманием жевательные мышцы тоже норовят напрячься, что не идет на пользу коже.

Третья нить - на заре мультипликации один японский художник вдохновился диснеевскими большеглазыми персонажами и основал стиль, который мы сегодня считаем чисто японским изобретением. В манге и аниме есть много устоявшихся изобразительных приемов, клише. Например, считается что распахнутость глаз символизирует открытость персонажа, готовность воспринимать новое, стариков же обычно рисуют прищуренными. А если в глазах полоска белка виднеется под радужкой снизу, то персонаж однозначно нехороший. Эти приемы применяют не часто, но основаны они на особенностях восприятия. Четвертая нить - кожа под седыми волосами менее чувствительна, онемела. Если с какого-то участка поступает меньше информации, воцаряется неизвестность, то защитный рефлекс заставляет кожу сжиматься, и есть предположение, что именно сжатость кожи является причиной поседения. Волосы начинают седеть с висков.

Сплетаем узелок. В голове по мере взросления вертолет фокуса внимания кружит все ниже. Внутреннее я напряженно смотрит из-за глаз, прижимаясь к брустверу жизненного опыта. Под гнетом забот не хочется отвлекаться на мелочи. В инструкции по оптимизму предлагалось почаще касаться вниманием скул, а теперь предлагаю попробовать взлететь еще выше - под своды макушки. Не напрягать ничего, а ощущать. Вернуть чувствительность поверхности головы. Выработать привычку прислушиваться к движениям воздуха и звукам. Чтобы смотреть на мир сверху вниз. Как в детстве.

Безграничное

Я подумал о выражении "личные границы". И оно мне не понравилось. Вместо обнаружения и реализации своих прав предполагается ограничение чужих. Граница ассоциируется с зелеными столбиками и погонами, разделительной линией. Охранная служба мониторит прилегающие территории, на редких пропускных пунктах строгий контроль. Чем больше усилий выделяется на охрану, тем больше обнаружится попыток нарушения границ. Соседи разные и их очень много, с некоторыми наверняка начнутся перестрелки, иногда перерастающие в войну. И без границы вроде бы нельзя - проникнут злодеи, съедят ресурсы, намусорят.

Думаю, что в психике нет расходуемых ресурсов, ими не обмениваются. Силы вырабатываются под желание, а ощущение усталости это всего лишь сигнал об отсутствии расслабления, бесполезно продолжающемся усилии. О личных границах начинают говорить тогда, когда происходящее во внешнем мире провоцирует неприятные переживания внутри. Не хочется думать, что оно внутри появилось само по себе, что неприятные сигналы это нормальная часть меня. Принято считать, что это другой человек нарушил мои интересы, ворвался в мое личное пространство и что-то сломал, а значит у меня защита слабая, границы отстраивать надо. Построить забор, пустить по колючке ток, вдоль забора поселить собак. А что делать, если меня подставляют, оскорбляют, обманывают, грабят - терпеть? Задержать неприятное на границе. Для чего восприятие ограничить, происходящее оценивать тревожно и от пораженных ценностей отказываться... Вредная ассоциация.

Мне не нравится выражение "обидеть можно только готового обидеться". Оно вполне верное, но формулировку надо бы придумать более щадящую, нынешнюю в штыки воспринимают на своих границах все, кто боится быть обиженным. Неприятные переживания не приходят снаружи, они рождаются внутри, указывая на необходимость вмешательства внутри же. Свежие проблемы во внешнем мире это повод для проявления застарелых личных проблем. Внутреннюю экономику следует налаживать, а не границы прочерчивать. Твердо знающий себе цену не примет чужую оценку. В глазах благополучного оскорбляющий обесценивает себя. Раскрытый враг лучше неизвестного. Обреченные на провал попытки обидеть могут даже забавлять. Уверенность в себе это не границы, это внутренний свет. Не просеку вырубать надо, а фонарик почистить, тогда тени не дотянутся.

Майя

Среди попыток познать Бога есть интересный метод отрицания "не то". Любая попытка назвать что бы то ни было относит называемое к какой-то категории и тем самым ограничивает его. Бог же больше любой категории, поэтому на любую попытку определить его можно отвечать отрицанием.

Бог это не горящий куст и не старец на облаке. И не мистическая сила, не закон мироздания. Это даже не истина и не абсолют. Бог больше чем идея или создатель, даже если написать эти слова с большой буквы. Бог выше любого термина. И Бог это не то, что выше любого термина. Если захочешь понять Бога, пойми чем Он отличается от любого образа, про который ты можешь подумать.

Занимательная игра для ума, желающего вырваться из-под власти слов. Переходим к следующему интересному утверждению - человек создан по образу и подобию Бога. Поэтому человека невозможно определить - никто не является добрым или злым, высоким или полным, умным или близоруким. Любой человек больше всего того, что мы можем о нем подумать. Collapse )

Дзен ради дзена

Ориентацию на результат рекламируют рекруитеры с эйчарами, реализуя мечту работодателя. Полезно для дела, но сотрудников, устающих от бесконечной гонки, приходится регулярно менять. Придумали мотив напористой целеустремленности вовсе не начальники с психологами, многие люди самостоятельно приучаются получать удовольствие только от достижений. Может быть потому что недостижимое становится особо ценным, у многих в душе есть мечты, в свете которых меркнет обыденность. Но жизнь состоит из дорог, мы всю жизни делаем шаги к разным целям, так почему бы не научиться радоваться шагам? Предлагаю развивать ориентацию на процесс. Целенаправленно. Можно идти на работу и одновременно идти по улице - приход на работу посчитать побочным эффектом прогулки. Если отложить мысли о грядущем и поставить себе задачу именно пройти десяток шагов, то включится ощутимо другой режим походки.

Можно ли неприятность пережить заранее? При её наступлении придется получать неприятные ощущения заново. А если не наступит, то зря боялся, нервы тратил. Зачем в дороге думать о поджидающих впереди проблемах? Идеям труднее пробиться через забитые тревогами извилины, открытия любят свежие образы, в кастрюле с переживаниями их нет. Напряженное ожидание кризиса или идеи это не процесс мышления, а его вредная видимость. И вред не только в виде бесполезно потраченного времени. Если поднимаясь по лестнице тщательно прислушиваться к своим ощущениям, то усталость наступает быстрее. Если настроиться пробежать несколько километров, то уже на старте можно невольно подумать о состоянии, которое появится к финишу, ощутить усталость, с каждым шагом отмечать ожидаемое убавление сил вплоть до нуля. Если по пути на работу думать о предстоящей через полчаса встрече с проблемой, то ноги и плечи напрягутся для борьбы уже сейчас, так что после ровного тротуара можно чувствовать усталость как после бега по горам.

Существование мазохистов и прочих извращенцев может являться доказательством важного для жизни постулата - не имеет значения чем вы занимаетесь, главное как вы к этому относитесь. Вспоминается первое упражнение из инструкции по оптимизму - смотреть по сторонам, перебирать попадающиеся на глаза предметы, находить в каждом какой-нибудь позитив. Не радоваться, а только находить повод для радости - если бы на моем месте был другой человек, то он смог бы порадоваться тому-то. Предлагаю применить это упражнение к действиям. Раз за разом пытаться находить повод для удовольствия в любом своем деянии. Десяток шагов, занимаемая поза в кресле, глоток чая из чашки, хват руки на мышке - мы постоянно совершаем что-то, всегда есть к чему присмотреться. После такой несложной тренировки действия немного изменятся и начнут приносить удовольствие. А не вынужденно выполняться ради результата, который обещает порадовать в будущем, но регулярно забывает сделать это.

Отличное

Столкновение с холодной логикой реальности может самого добросердечного героя превратить в озлобленного или жестокого. Поэтому, если где-то появится университет положительных героев, то там будут обязательные курсы психологической подготовки. И часть занятий обязательно посвятят вдалбливанию в геройские головы фразы "я не хороший". Быть любым круче, чем быть Иным. Я не должен быть хорошим, добрым, понимающим, сильным, верным, не должен заботиться о людях. Нет такого закона в мироздании - быть злым или быть добрым, не правильно это. Можно испытывать злость, можно желать обратного. Не следует постоянно меняющийся край картины считать рамкой. Можно научиться оценивать ситуации, а не людей или их дела. И применить это умение к себе.

Все выбирают лучшее. В природе нет добрых и злых - любые оценки всегда субъективны. Тут параллель с симпатиями - в природе не существует ничего объективно красивого или гармоничного. Бывает приятное или опасное, и всегда можно найти противоположную точку зрения. Я выше, больше и глубже каких бы то ни было оценок. Я это не мои свойства. Яблоко это не форма, не вкус и не цвет. Спелые яблоки пользуются спросом, но это ли нужно яблоку? Зачем мне стремиться быть хорошим, чему должен помогать этот принцип? Красота или доброта становятся целью только при острой нехватке одобрения окружающих, когда есть ощущение враждебности окружения. Проблема не в отсутствии красоты, а в наличии тревоги. Настойчивые попытки быть красивым, добрым или сильным подобны слою краски поверх грязи.

Герой не обязан быть героем. Да, люди ожидают определенных поступков, привыкли видеть меня в определенной роли. Я не обязан, но могу учитывать их желания и спокойствие - если того захочу. Содержимое чужой головы не является непреодолимым ограничением для моего выбора. Право и свобода - синонимы, свобода имеет смысл только при наличии реальной или надуманной угрозы ей. Свобода должна быть от какого-то определенного запрета, как и право может быть только на отсутствие какого-то определенного запрета. Право быть любым, собой, свободным от оценок, создавать их. Быть героем, определять свои поступки, а не определяться ими. Делать выбор в пользу тех, кого любишь. Не потому что хороший и должен отвечать, но - если любишь, потому что нравятся.

Теория настоящего

Если говорят "вы имеете право", то под этим подразумевают одно из двух. Либо прочие люди не имеют такого права, ваше эксклюзивно. Либо есть возможность отсутствия такого права у вас. Разрешено все, что не запрещено, поэтому о правах имеет смысл упоминать только при виде существующих или возможных ограничений. Если мне не запрещено, то у меня есть право. Главное - обнаружить свои многочисленные права, это важнее чем найти способ их реализации. Я недавно много говорил о праве быть здесь и сейчас. Некоторые люди понимают данное право как эксклюзивное, исключительное, безраздельное право на пространство в некотором радиусе вокруг себя. Подразумевая ограничение для других. Данная ошибка ни к чему хорошему не приводит, насколько мне известно. Чтобы обрести право быть здесь и сейчас нужно убедиться в отсутствии ограничений для себя.

Медаль спокойствия имеет две стороны: я хочу быть здесь, мне ничто не угрожает сейчас. Всего две стороны, начнем с первой. Мое местонахождение это всегда результат моего выбора. Я пойду в другое место, когда действительно захочу этого, но пока есть причины быть здесь. Закон гравитации, страх, надежды - не важно какие, но причины есть. Иначе я выбрал бы что-то другое. Я всегда хочу быть здесь, иная точка зрения - философский самообман. Если регулярно твердить себе о том, что в другом месте мне было бы лучше лучше, то душа превращается в душный зал ожидания. А если регулярно напоминать себе о сделанном выборе, то мироздание не меняется, но сердцу становится легче. Плечи расправляются, голова поднимается и встречные расступаются, когда человек находится на своем месте. Каким бы оно ни было. Даже наличие врагов радует, когда это настоящие враги, а не проекции внутренних конфликтов.

Что мне угрожает здесь и сейчас? Позже непременно что-то приключится, и наверняка что-то меня не обрадует, но это еще не реальность, а прогноз, вариант будущего. Пусть более чем вероятный, но что грозит мне в данный момент? Люди могут непрерывно страшиться разных возможных неприятностей, даже если эти люди не раз убедились, что планы отлично умеют проваливаться, поэтому лучше не загадывать далеко вперед. Лучше уж как-то научиться радоваться возможным в будущем удовольствиям. И еще лучше - вернуться в настоящее время. Страшно ли мне, что кто-то сейчас заглянет мне в монитор, в карман или в душу? Если да, то в список моих желаний затесалась глупая надежда. Надо почаще делать выбор и демонстрировать себе отсутствие необходимости убегать. Перестать ждать чего бы то ни было, моя жизнь это только мои действия. Кстати, ответственность в природе не существует.

Вуаль принципов

Дополнение к теме, затронутой при рассмотрении эмпатии. Другими словами и проще говоря. В психике в основании многих ощущений лежит раздражение. Ложный выбор, зависть, досада, злость - неприятный список. Если посмотреть непредвзято, то раздражение это кипение сдерживаемых сил. Силы выделяются только под желания, значит есть желание и то, что его сдерживает - запрет, установка, норма, долг, правило, принцип. Раздражение суть проявление внутреннего противоречия, противоборство убеждений. Не поступок постороннего человека или неудача раздражает, а заноза неприятного принципа. Проявляется тогда, когда этот принцип напоминает о себе. То есть когда мы видим игнорирование данного принципа в своем окружении. Благополучное отсутствие. Возникает желание нарушить, даже если это не выгодно - само существование искусственного принципа включает защитные системы психики, тяга к свободе проявляется как дух противоречия. Естественные ограничения не раздражают, нарушающие логику мироздания желания просто не возникнут. Проблемны только искусственные барьеры, порожденные авторитетами или силой воли, не принятые на подсознательном уровне.

Переходим к практике. Дано - раздражают медленно идущие впереди безликие люди, мешают быстро пройти. Или кто-то проталкивается, обгоняя меня. Или машина поперек тротуара встала. Решение - повторять "я не обязан заботиться об окружающих". Не должен следить над тем, чтобы рядом со мной оставалось достаточно места для прохода пешеходов. Не должен думать про это, уделять внимание, нет такого долга, я ничем не обязан. Не должен спешить со скоростью толпы, разрешаю себе идти так, как удобно мне. Если хочу идти быстро, то пешеход на моем пути не более виноват чем старое дерево. Деревья и столбы я обхожу спокойно, даже не замечая их. Если меня раздражает тот, кто задумчиво остановился поперек прохода, то решение - "я имею право останавливаться и думать". Замедлить шаг, или ускорить, если захочу, когда захочу. Избавившись от ложной нормы я не стану хамски сбивать пешеходов с ног или издевательски загораживать проходы - я не врезаюсь в столбы и не прыгаю с мостов в бурные реки, не дурак же я. Внешне мое поведение, может быть, вообще не изменится. Перестать заставлять себя быть вежливым это не значит перестать быть вежливым. И окружающие хамы не исчезнут, просто перестанут раздражать, борьба с ними станет легче и адекватнее.

Раздражают прикосновения - разреши себе прикасаться. Не заставляй, только сними запрет. Раздражают крики - разреши себе кричать. Научись заново, если слишком долго запрещал. Не заставляй учиться здесь и сейчас, разреши себе выбрать момент и место. Не заставляй отключать логику, но и не заставляй себя следовать нормам по ложной причине "так принято". Разум сознания часто расходится с подсознательными убеждениями. Разглядеть внутренний протест и стереть запрет, не отключая логику, пусть она в выборе участвует, а не буквосочетание "общественная польза". Ребенок выводит невоспитанностью - мне не нужно заправлять кровать, я не должен заставлять себя чистить зубы, не обязан мыть за собой посуду, делать уроки, беречь покой родителей и далее по списку. Жена достает нравоучениями - мне не запрещено давать советы, я могу попросить и потребовать, если захочу. Не хочется работать - не заставляй работать, можно получать удовольствие, изучать интересное и просто жить. Политики бесят беспринципностью - я не обязан чтить законы, мне не запрещено брать взятки, я могу указывать подчиненным и игнорировать мораль. Да, я изначально хороший и добрый, поэтому выберу честность, но это будет мой выбор, а не раздражающий барьер.

Версия

Если я не люблю себя, то кого я не люблю? Серьезно, без сарказма и софистики. Я, вроде как, человек. Значит не люблю какого-то человека. Можно посмотреть на себя со стороны, как на постороннего. За что я не люблю этого конкретного человека? Любовь, она как здоровье - состояние по-умолчанию. Если её нет, значит что-то мешает, есть какая-то проблема. Я считаю, что самая популярная причина отсутствия любви - страх. Благодаря отсутствию или наличию страха можно возлюбить врага и начать ненавидеть близкого человека. Страх это ступорная реакция "я не знаю что мне делать". Мне не известны отрицательные эмоции, которые ведут в прошлое. Природе это без надобности. Даже обида и месть лишь на первый взгляд основаны на случившихся неприятностях, они тоже предназначены для правки возможного будущего, любые переживания имеют практическую цель. Чем злее человек, тем больше в нем неуверенности и страха. Но я вроде бы не злой, и обижаюсь на себя лишь чуть-чуть, так почему нет любви? Я опасаюсь себя? Что во мне пугает меня?

Я не люблю тех людей, которых не могу просчитать, непредсказуемых, которым нельзя доверять. Не люблю себя тогда, когда не могу на себя положиться. Считаю, что в критический момент я не справлюсь, подведу себя, наделаю глупостей, так что потом мне будет стыдно и досадно. Склоняюсь к мнению, что нелюбовь к себе основана на недоверии к себе. Не раз и не два подводил себя - не смог победить в каком-то важном случае. Я боюсь что это повторится. Как научиться любить себя? Вопрос не имеет ответа, значит он неправильный, нужен другой. Я всегда здоров, только некоторые проблемы мешают мне ощутить это удовольствие. Я люблю себя, но что-то мне мешает почувствовать это. Как избавиться от того, что мешает любить себя? Как перестать бояться себя? Как начать доверять себе? Как можно доверять тому, кто не может ничего гарантировать? Суперменом не стану, ежедневно встречаются ситуации, с которыми я даже при огромном везении не справлюсь. Что мешает мне спокойно воспринимать такие ситуации? Безвыходные, и именно поэтому естественные. Почему не зависящий от меня проигрыш воспринимается как поражение? Когда неполученная прибыль считается потерей?

Обычно с двоечников спрашивают меньше, чем с отличников учебы. Если я не справляюсь, то почему вдруг требования к себе стали завышенными? Нет права на ошибку, наказание за малейшую провинность. Может быть некоторые из событий я считаю критично важными для себя? То есть пустяковые они лишь на первый взгляд, но в моем подсознании они считаются важным ключом к решению какой-то застарелой проблемы. Настолько застарелой, что я уже смирился, стараюсь не замечать, перестал искать новые способы решения, упорствую в старых, которые не дают результата. А потребность не исчезла, голод усиливается, в сдерживающую пропасть терпения уходят практически все душевные силы, ничего делать не хочется. Всё, что хоть немного похоже на решение, получает печать важности, поэтому любая пустяковая помеха на пути проявляет отчаяние, не соответствующее помехе. Чтобы помириться с собой, нужно назвать проблему по имени. Вычислить нужду, которую пытаюсь устранить неподобающим способом. И посмотреть каким желанием она вызвана. И далее по спирали, к основанию - до самых базовых потребностей, чтобы распутать узел. Вариант?