LastHand (lasthand) wrote,
LastHand
lasthand

Category:

Противоречивое

Нашел нестыковку в моих правилах спора. Которые в заглавном посте. Обнаружил там полсотни отрицаний, разных "не" и "но". То есть я постоянно не соглашаюсь и пытаюсь опровергнуть, хотя правила рекомендуют принимать точку зрения оппонента. Мне это не нравится. Но и нравится, потому что привычка отрицать очевидное помогает находить клады. Кто-то умный уже сказал, что отсутствие обучения помогает найти свежую точку зрения, открывать что-то неожиданное. А я слишком много чужих мнений успел вложить в свою голову, теперь приходится плыть против течения.

Еще одна плохая привычка - несколько мыслей в одном посте, со слабо заметными связями между ними. Не нравится, потому что отпугивает читателей, лишаюсь полезных отзывов. Но нравится, поскольку помогает выкапывать интересные идеи, не беспокоясь про лакировку деталей. Предпочитаю причесывать мысли в своей голове. Как там в правилах - переделка других это не самый разумный повод для общения. И иногда высказаться нужно не для показа, а только чтобы перестать думать. Сейчас как раз такой случай, хочу не найти интересное новое, а отложить беспокоящее старое. Просто собрать в одну кучу.

Продолжу не соглашаться на тему образования.

В интернетах смеются над задачами по подсчету углов в круге или гвоздей в компоте - что курил автор? Я не согласен с комментаторами. Задачи без смысла и решения нужны, чтобы ученик не переставал думать, не сводил обучение к запоминанию шаблонов. Вовремя сказанная шутка помогает разбудить аудиторию. Юмор в обучении более чем уместен, накал пафоса в науке полезно снижать.

Вот учитель запрещает умножать покупателей на литры - ненависть! Да, от перестановки множителей произведение не меняется, но если ученика не приучить к образному мышлению, то математика сведется к тем же шаблонам. Задача на умножение, первое число умножить на второе, и малейший отход от известных сценариев приведет к ступору "это мы не проходили". Ошибка учителя не в запрете перестановки, а в невнятном объяснении причины запрета.

Вот учитель требует после заголовков точку ставить - комментаторы снова видят здесь повод проявить усталость и неприятие. Да, по правилам не нужно, но многим школьникам это помогает привыкнуть использовать знаки пунктуации. И что самое неприятное в этой истории, так это нехватка в интернете вменяемых учителей, которые смогли бы доходчиво пояснить происходящее. Вчерашние школьники в комментариях могут недоумевать, но почему так мало учителей? Которые если и не знают ответ, то за минуту найдут и поделятся с недоумевающими комментаторами.

Вот ЕГЭ - взятки процветают, уровень хуже некуда, учат крестики рисовать, книги читать некогда, еще и репетиторам платить. Но взятку дать стало труднее, а не легче. Уровень начал падать не в год введения проверок, ЕГЭ проявило старую проблему. С введением проверок не пропадали буквы из учебников и учителя из школ, не нужно их промахи приписывать какой бы то ни было проверке. И детей, которым даже читать некогда, полно в интернет-болталках и прочих играх.

Вот предлагают единый учебник, слить в один предмет историю, язык и литературу. То ли трактовка татаро-монгольского ига слишком далека от классической, то ли комментаторы привычно скатились к обсуждению автора предложения, но в интернете снова возмущение волной. В школе есть много поводов для общественных дискуссий. Но не спешите выбрасывать идею единого учебника. Не нужно выплескивать грязную воду вместе с ребенком. Любая крайность плоха.

Пока педагогика является развивающейся наукой, разные учебники хороши - они позволяют пробовать и совершенствовать. И конкуренция не должна исчезать, поскольку на дворе далеко не коммунизм. Вот еще бы в электронном виде копию не забывали делать, пусть даже за деньги, но чтобы это был не грубый скан картинками в тяжеловесном pdf на мусорной свалке бесплатного файл-обменника посреди троянов.

Ругать легко, однако презумпция разумности принесет больше плодов. Любой закон можно опровергнуть, любое правило имеет границы применимости. Некоторые предметы давно и остро нуждаются в слиянии, другие нуждаются в переплавке, третьи всего лишь в развитии. Нельзя воспринимать данное множество наук и предметов, известное нам по школе, как единственно возможный идеал.

Например, можно и нужно свести в единый учебник географию с историей, музыкой и прочим искусствоведением, включая литературу. Разбить карту и временную шкалу на культурные островки и изучать каждый комплексно. Нынешняя история - зубрение стрелок, дат и названий. Нынешняя география - зубрение контуров, чисел и названий. Музыка в школе выглядит атавизмом, изобразительное искусство вызывает улыбки. Потому что они являются частями целого, разорванного на куски.

Это не абстрактная логика математики или фантастический мир ядерной физики, это окружающее нас мироздание. Слово, означающее название страны, должно ассоциироваться не только с точкой на карте, но и с особенностями истории, языка, культурного наследия. Нынешние взрослые туристы удивляются таким простым фактам, что неграмотные гиды на их фоне выглядят мудрецами. Потому что туристы в школе изучали не культуру, а мертвые осколки от вазы.

Некоторые предметы нельзя сваливать в кучу - грамота, химия, физика, математика, биология, физкультура... Кстати, о физкультуре, я уже не раз говорил и не поленюсь повторить - её нужно отделить от спорта. Культура должна стать культурой, уроки должны не только немного тренировать детей, но и прививать полезные навыки. Знакомить с телом, а не с нормативами. Школа дается не для получения оценок. Подумайте над словами "наука" и "образование" - они не однозначные.

Одна из главных задач школы - дать растущему человеку понятие о мире, раздвинуть горизонты, предложить возможности. Да, кому-то органическая химия на практике пригодилась только для того чтобы понимать анекдоты про C2H5OH. Но если детям не рассказывать о существовании химии, формул, единиц измерения и прочих приколов, то никто из детей не захочет в будущем продвигать науку. Человек в принципе не сможет заинтересоваться тем, о существовании чего не подозревает.

Побродил по жжурналам, почитал комментарии. Не согласен я с вами. Вот только воевать поленился, побурчал у себя в уюте и забыл. Что-то мне в этом не нравится. Но и нравится тоже.
Tags: школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment