LastHand (lasthand) wrote,
LastHand
lasthand

Categories:

N шагов к любви - по-честному

Представьте себе языческое капище - статуи или столбы капей (идолов) стоят полукругом. Перед капищем жертвенник (алтарь), перед алтарем требище (площадь) для простого народа. В капище только жрецы допускались, но сейчас язычество отменили, поэтому можно с топором зайти и попытаться что-нибудь поломать. Я уже попытался раскачать несколько столбов - "толстеют от еды", "зависимость от никотина", "ревнует значит любит". Сегодня попробую расшевелить тот столб, который символизирует справедливость. Принцип "ты мне - я тебе", необходимость именно обмениваться ресурсами, источник великого множества обиженных и мстителей.

Недавно родившийся ребенок не видит множество причинно-следственных связей, опыта не хватает. Поэтому для прогнозирования изменений в окружающем мире ему нужен указующий направление авторитет и примеры для подражания. Ребенку нужен кто-то, кому можно доверять - верить любой информации из избранного источника, не тратя всякий раз время и силы на поиск нового информатора и на его проверку. Позже человек своим аппаратом логики научится быстро оценивать достоверность информации, но в авторитетах нуждаться не перестанет, потому что отвечающий за детское поведение отдел мозга не выключается с возрастом. Лучше всего обзавестись собственным царем в голове, стать авторитетом для себя самого, научиться доверять себе. Но то отдельная история.

У зверей есть механизмы веры и доверия, но нет справедливости - это социальная идея, лежащая в области морали, один из слоев этики. Когда не хочется или некогда пояснять необходимость правильного поведения в обществе, авторитетные воспитатели прибегают к искусственным сущностям - изображают общество чем-то идеальным и потому управляемым, убеждают соблюдать нормы такого общества. Если ты сегодня поделишься с кем-то, то кто-то непременно поделится с тобой завтра. Если тебя кто-то ударит, то его непременно накажут. Уже как бы не стая обезьян, но еще не утопичный коммунизм, там вообще всё бесплатно, и злодеев нет, по крайней мере среди своих.

Но что будет, когда в реальности я вложу куда-то множество усилий, а мне за это и спасибо не скажут? Всё лето поливал картошку, а урожай кто-то украл. Продумал гениальный план, но влетело за разбитую вазу. Произойдет крушение ожиданий. Надежда - предвкушение чего-то приятного, пересечение механизма прогнозов с механизмом выбора. Рот наполнился слюной, а вкусных плюшек не досталось - именно так рождаются обиды. Конфликт внутренний, потому что внутри головы рисуется картинка обязательного воздаяния за великие труды, в то время ка другой отдел мозга твердит про реальное отсутствие даже минимальной благодарности.

Свойство психики - защищать себя. Человек предпочтет не травмировать свои убеждения, а поискать в окружающем мире что-нибудь для оправдания симптомов внутреннего конфликта, найти повод ощущаемого неудовольствия. Кстати, "я минуту назад" это не "я сейчас", прошлого себя вполне можно обвинять, как и любого постороннего человека, природное явление или злодейку-судьбу. Обвинить - вменить в вину, повинность закрепить, долг повесить и взыскивать до полного удовлетворения. Воздать по принципу справедливости с авансом на будущее - сторицей, чтобы впредь неповадно было. Наказать. Если за мои старания мне должны выдать порцию радости, то и за причиненное мне неудовольствие я должен доставить неприятные ощущения - справедливо? И даже логично.

Месть не всегда эстетично выглядит, поэтому сверху наворачиваются дополнительные оправдания - воспитательный момент как бы. Наказывают не только обидчиков, но и нерадивых детей. Хотя причина не в детях, а все в тех же не оправдавшихся надеждах. То есть ребенок наказывается не за какую-то абстрактную плохость свершенного, в природе нет ни хорошего, ни плохого. А за несоответствие ожиданиям, именно их ребенок преступил. Два вида наказаний - закрепление рефлекса и логическая угроза.

Если регулярно наказывать сразу после проступка, то недопустимость запретного действия откладывается на уровне рефлексов - это работает для зверей и младенцев, с подростками же и взрослыми людьми такой фокус практически никогда не удается. Процарапанные в подсознание запреты вылезают боками потом, во взрослой жизни, и излечиваются с трудом. Не всегда получается вылечить даже с помощью профессиональных психотерапевтов.

Для взрослых людей, обладающих логикой, срабатывает не само наказание, а угроза, прогноз наказания. Когда есть значительная вероятность попасться и уверенность в неотвратимости приведения приговора в действие. Взрослых показательно наказывают для того, чтобы уменьшить вероятность преступления в будущем. Потенциальных преступников сдерживают не только моральные нормы, но и механизм страха. Именно на справедливость опираются методы кнута и пряника.

Еще раз пробежим взглядом по идолу справедливости. В основе находится механизм веры. Далее холмик авторитетного обмана. Чуть выше на ветвях ожиданий растут голодные надежды. Еще выше обрывки несбывшихся надежд разносит ветер обвинений. Среди тучных обид мелькают молнии злости. Наверху вьются птицы возмездия и сверху всё украшено угрозами воспитателей. Черным углем по дереву.

Злость - разрешение "ответной" агрессии, она всегда кипит не по адресу, иначе не кипела бы. Обиды и злость означают всего лишь треск от каких-то пустых надежд, не приводят к конструктиву. Если вам хочется кого-то наказать, то было бы неплохо притормозить себя. И лучше научиться притормаживать еще раньше - когда хочется кого-то или что-то обвинить. Удовольствие от наказания обидчика получит механизм прогнозов, получивший подтверждение существованию справедливости - слабое и недолговечное удовольствие. А укрепившийся принцип породит новые ожидания и новые надежды. И наказанный скорее всего будет ждать возмещение полученного ущерба - будь то получение прощения или ответная месть. Кстати, поэтому невозможно извинить себя самого методом наказания, долг лишь будет расти. Не нужно прощать, нужно не обвинять.

Дети ничем не обязаны родителям. Выплата родительских долгов не является основанием для благодарности, не вешает долг на ребенка. Ваш ребенок ничем никому не обязан. Никому нельзя наказывать детей, и важно помнить, что это касается не только телесных наказаний. Даже мне нельзя детей судить, обвинять и наказывать - не забыть после работы сто раз написать это мелом судьбы на подходящей доске. Если хочется осудить ребенка, обвинить в проступке и наказать в воспитательных целях, значит нужно оставить ребенка в покое и спросить себя - какие мои ожидания обманули меня же? И придумать способ договориться с ребенком на будущее. Причем не за вознаграждение, а безвозмездно - без кнутов и без пряников. Чтобы был осознанный выбор человека, а не манипуляции из благих намерений.

Если отвыкнуть от привычки придумывать обязательства, отношение к людям изменится к лучшему - исчезнет причина для обвинений. По той же причине и вы не обязаны ничем и никому, даже себе. Слова "разрешаю", "запрещаю", "должен" - придумка наших несовершенных воспитателей, и за это несовершенство на них не стоит злиться тоже. Как-то нужно научиться питаться настоящей едой, а не горечью прошлого или плюшками надежд. И помнить, что окружающие не обязаны моим ожиданиям соответствовать, у них своя голова, там тараканы другого цвета. Уважать желания свои и желания окружающих. Ответственность лишена смысла, если нет желания заботиться, поэтому не на обязанности нужно ориентироваться, а разобраться со своими желаниями.

Разумеется, если я себя перестану кормить, то умру от голода, а если перестану ходить на работу, то мне нечем будет себя кормить. Отмена справедливости не отменяет логику, всего лишь счищает ложные наслоения. Справедливость подобна грязи, через которую мы разглядываем причинно-следственные связи, и эта грязь мешает замечать разнообразие возможностей. Противостоять врагам следует по собственному желанию, а не из-за обычаев. Радовать друзей следует из-за своих симпатий, а не за отношение друзей к себе и не по велению календарей. Несправедливое не означает плохое или злое, и доброта со справедливостью никак не связана. Между правдой и справедливостью такое же расстояние, как между кругом и скругленностью.

Можно долго и успешно посредством кнута и пряника мотивировать подчиненных и манипулировать окружающими, это и будет воплощенная справедливость - положительное за хорошее, отрицательное за плохое. Но напоминает отношения в стае обезьян, а не поведение высокоразвитых существ. На досуге дополнительно можно подумать над еще одной странностью - почему синонимом слову "справедливо" является выражение "по-честному"?

UPD: Дополнение.

Tags: N шагов, психогигиена, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments