LastHand (lasthand) wrote,
LastHand
lasthand

Categories:

Дополнение к потребностям

В тексте про самотерапию торможение разумной деятельности было сведено к наличию внутренних конфликтов, а также был дан пример методики по устранению причин проблемы. Суть методики - удовлетворение потребностей, которые у человека есть, просто он их привык игнорировать. Например, многие цивилизованные люди не умеют любить, не умеют испытывать это чувство. Они любят, да, у них есть такая потребность в числе важнейших, они испытывают любовь, но делают это неумело, совершая множество ошибок. Просто их никто не научил. И никто даже не подсказал, что этому нужно и можно учиться. А доступные учебники в виде художественных произведений насыщены подменами - даже страх начинали считать признаком любви, хотя он является её полной противоположностью.

У человека есть разнообразные потребности. Необходимость дышать, пить, есть, отдыхать после активности - категория "голод", их невозможно игнорировать, это приводит к смерти, поэтому удовлетворение таких потребностей реализовано глубоко на уровне рефлексов, не требуются сложные навыки. С точки зрения психологии интересно рассмотреть другой тип потребностей. Их главное отличие от голода - возможность игнорировать их, это делает человека несчастным, но не приводит к смерти. Источник потребностей находится в подсознании, неудовлетворенность проявляется эмоциями - это и есть потребности "внутреннего ребенка", которые нужно удовлетворить для получения внутренней гармонии.

Любить.

Человек не стал первооткрывателем - хорошее настроение, симпатии, забота о потомстве, выражение признательности и прочие подобные чувства присущи многим высокоразвитым животным. Причина возникновения любви - сложность создания ощущения безопасности для того, кто только начинает познавать мир. При опасности познание невозможно, мозг ребенка нацелится на выживание, поэтому нужно приложить усилия для создания новорожденному разуму подходящих для развития условий. В любви главное - не свои ощущения, а способность передать их, показать заботу тому, кого любишь. Младенцы не поймут слова, им нужна атмосфера, интонации, взгляды, прикосновения, своевременность, не ограничивающая свободу забота, отсутствие диктата и требований. Такой простой и одновременно сложнейший язык любви.

Быть в безопасности - потребность только для неопытного ребенка, которому нужно сосредоточиться на познании. Взрослый может решать проблемы самостоятельно, у него найдутся для этого и время, и силы. Младенцы любят всё - это красивый и теплый океан, покрывающий весь мир. Взрослые же обычно имеют огромный багаж предрассудков, поэтому их любовь подобна редким полыньям на поверхности замерзшей реки. Такой взрослый настойчиво ищет конкретное воплощение для своей любви - в редких хобби или отдельных людях. И особенно нуждаются в поиске предмета обожания те, кто не умеет любить себя - потому что "любить" остается одной из сильнейших потребностей человека, даже когда весь мир покрывается пугающим льдом негативного опыта и плохих прогнозов.

Быть любимым - тоже потребность лишь для неопытного ребенка, который учится любить на примере родителей. Взрослый способен самостоятельно наполнять окружающий мир чувством любви, если не был травмирован отсутствием примерных родителей. Любовь помехой не бывает и во взрослых отношениях - внутренний ребенок никуда не исчезает по мере взросления, он продолжает отдавать любовь и, если собственной не хватает, продолжает нуждаться в любви со стороны. Счастливо любить без взаимности могут только очень здоровые люди. Подросткам про это можно не думать, особенно когда на чувства накладывается гормональный шум, порождая влечение. Но по мере взросления было бы неплохо когда-нибудь вылезти из детских одежек.

Узнавать новое.

Всю получаемую информацию мозг раскладывает по полочкам, упрощая и группируя по общим признакам. И мозг постоянно старается оптимизировать свой огромный каталог известных образов, чтобы не утонуть во вселенском многообразии. Что чревато ошибками - птицы летают, собаки кусают, кактусы без горшков не бывают. Поэтому эволюция сопроводила разум базовой потребностью искать новую информацию. Причем такую, которая противоречит жизненному опыту - разбивает устоявшиеся модели, расширяет кругозор.

В поведении любого животного можно обнаружить интерес к новому, человек не является изобретателем этой потребности. Не получающее новую информацию существо перестает развиваться, не набирает опыт, не становится умным и, тем более, мудрым. Хотите умных детей - давайте им множество разнообразной информации. Избегайте однобокости, не усердствуйте с запретами, иначе он возьмет это сам, но без вас, и не факт что рядом будет кто-то, кто поможет ребенку отфильтровать мусор. Лучший способ вытащить человека из компьютерных игр, дурацких сериалов, плохих новостей или иной зависимости - подарить ощущение безопасности, а потом регулярно загружать новую пищу для ума.

Если ребенка опекать изоляцией от мира, то он не получит основу для построения логических цепочек и не будет видеть богатство возможностей - вырастет глупым и не будет ни к чему стремиться. Чем меньше ребенок, тем легче ему угодить. Дети хотят получать новое, необычное, ранее невиданное - другие деревья, странная архитектура, чужой язык, непривычная кухня, расширяющее кругозор, удивление, изумление, информация типа "вау". Получение такой пищи для ума надолго занимает и успокаивает ребенка.

Мозг, получивший мощный пинок, начинает ворочаться, пытается уложить поломанные модели в новые структуры. Этот процесс можно ощутить как вдохновение - дыхание свободы от приевшихся стен, выход из тупика, колеи. Обрывки старых связей переплетаются в непредсказуемые комбинации. Так странный вид кроны дерева может породить новую идею для бизнеса или оригинальную основу для очередного салата. Эвристика процесса творчества скрыта в глубине, сознание видит лишь колебания добравшихся до поверхности мыслей. И если нужно разглядеть в волнах побольше идей, то следует бросить камень в воду своего опыта.

Потребность получать новое дарит еще один интересный вариант прокрастинации. Сидячая работа не дарит много ощущений от опорно-двигательного аппарата, и однообразные утренние пробежки с плеером в ушах или монотонные упражнения в качалке не способны надолго компенсировать эту нужду. Голод спинного мозга проявляется полетами во сне и романтичными картинками наяву. Даже если не замечать деталей этих картинок, повседневная учеба или работа начнет вызывать тоску и желание чего-нибудь этакого, которое в романах или дальних странах. Захочется почаще выходить на перекур, помечтать о будущем, повоевать на глобальные политические темы, уйти в компьютерные игры - лишь бы подальше от обыденности, и скорей бы отпуск или хотя бы пятница. Если нужно вдохновиться на работу, то попробуйте вылезти из-за компьютера, походить взад-вперед по комнате и заново сформулировать задачу, возможно что двигательной активности будет достаточно для выхода из тупика и временного снижения потребности в новом.

Для запущенных случаев - пробежка по непроторенному лесу, только глаза защитить. Или акробатика, включая лыжи, горный велосипед и им подобные развлечения, но там шанс травмироваться выше, лучше понять причину и работать с ней, а не доходить до крайности. Потребность в новом можно заглушить еще одним способом - лишить себя безопасности. Взрослому трудно найти что-то противоречащее жизненному опыту, поэтому при отсутствии фоновой тревожности взрослый зачастую начинает искать зрелища или источники адреналина, такие управляемые способы испугаться. Рискованные занятия не дают вдохновения, не делает умнее, всего лишь ненадолго заглушают желание. Лучшая прогулка - по незнакомым местам, только на рожон не лезть, настоящая потребность заключается не в адреналине.

Не всякая новая информация утоляет потребности. Загадки, новости, анекдоты, красивые картинки - всего лишь вариации уже имеющегося опыта. Фантастика - лучше, потому и стала популярным жанром, но не всякая срабатывает. Кстати, бесконечный источник новых ощущений - дети. Если, конечно, не прятаться от них по углам, не сбегать к друзьям или на работу, вновь проявляя этим наличие у себя каких-то застарелых психологических травм.

Создавать новое.

Это один из гвоздей, на котором держится эволюция общества, поэтому потребность творить или иным способом конкурировать присуща любым стадным или стайным животным. В обществе приходится как-то выделяться среди других, иначе уменьшается шанс оставить потомство. Человек получил эту потребность от эволюции в наследство, приходится с ней считаться. Если человеку не предоставлять мирные возможности выделиться из серой толпы, то ждите культурных, сексуальных и иных революций.

И еще.

Интереса заслуживают настойчивые попытки удовлетворить потребности окружающих людей. Например, возможность создавать новое является одной из возможных подпорок при проблемах самооценки. Не видящий себя человек пытается стать интересным для других - создать нечто новое, чтобы получить похвалу, которая придаст смысл существованию. Мне нужна похвала, вам нужно новое, давайте меняться? Если кто-то усиленно пытается что-то новое изобрести, то скорее всего ему не хватает самоидентификации. Ты не представляешь интереса - оскорбление из самых жестоких. Ты гений - один из сильнейших комплиментов.

У вас есть потребность создавать новое? Человек с проблемами самооценки будет регулярно восторгаться вашими достижениями, так что зрителям станет неловко. Правда, следует приготовиться к тому, что самые горячие поклонники держат наготове ведро собственных проблем, чтобы вылить вам на голову, как только почувствуют доверительную близость с вами. Верно и обратное - стремление обесценивать чужие достижения также выдают наличие проблем у критикующего. Сильнейшие льстецы и критики получаются именно из травмированных людей.

Еще вариант подпорки - оказывать услуги, пытаясь быть полезным, неуклюжий вариант проявления заботы. Мне нужна признательность, вам нужно испытывать симпатии, давайте меняться? Человек с проблемами самооценки не умеет выражать любовь, но у него есть потребность любить, и ему нужно признание окружающих, иначе ни в чем не видно смысла. Поэтому он будет пытаться удовлетворить потребность "быть любимым" у окружающих, даже когда им этого не нужно. К сожалению, это травмированному не поможет, поскольку для окружающих беспрекословный слуга обычно превращается в бездушную деталь интерьера, его счета никогда не будут оплачены.

Родители, которые считают заботой попытки научить ребенка держать ложку, завязывать шнурки, чистить зубы, заправлять кровать, читать, писать, считать, быть мужественным или женственной, постоять за себя, которые считают заботой стирку, глажку, мытье посуды, уборку в комнате, которые считают заботой нравоучения, наказания за грехи, призывы к экономии - ребенок никогда это не оценит, это лишь взрослый может оценить. Ребенку нужно: любить, узнавать новое, создавать новое. Спросите у себя, у своего внутреннего ребенка, он не исчез с появлением взрослого, и он не даст соврать.

Tags: прокрастинация, психогигиена, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments