LastHand (lasthand) wrote,
LastHand
lasthand

Categories:

Лекции по физкультуре, вводная

Здравствуйте. Я хочу, чтобы в вашей школе появились уроки физкультуры. Да, ваш учитель физкультуры имеет педагогическое образование, но преподает ли он физкультуру? Или всего лишь немного тренирует детей? Сможет ли обученный ребенок справиться с головными болями или будет глушить себя таблетками, а в крайнем случае робко запишется на прием к врачу? Будет ли обученный ребенок знать про плоскостопие, варикоз, сколиоз, мигрень, близорукость и прочие физические проблемы, с которыми ему практически наверняка придется столкнуться после школьных лет? Сможет ли он противостоять рекламе, которая навязывает уколы против морщин, крем против боли в пояснице и хлопья для фитнеса?

Почему нынешняя физкультура не имеет отношения ни к физике, ни к культуре? Потому что её смешали со спортом. Если сравнивать спорт с ежедневным сидением перед компьютером или лежанием перед телевизором, то кажется что спорт полезен для здоровья, не так ли? На самом деле он менее вреден. И только по сравнению с бездельем. Кто больше бутербродов в себя за минуту запихнет - это такой же спорт, как шахматы или синхронное плавание. По определению - соревнования и развлечения, спорт полезен разве что для психики. И любое выжимание из организма рекордных усилий однозначно вредит этому организму.

Физкультура это знания о возможностях своего тела плюс набор полезных для него привычек - вот что всем нам нужно, вот чего всем нам не хватает. Но изучать какую бы то ни было культуру берутся лишь умники, чьи интересы лежат далеко от физических нагрузок. Поэтому в любой стране развивается не непонятное слово "культура", а приносящий реальные деньги спорт. В школы на должность физрука регулярно попадают мастера спорта - не специалисты по физкультуре.

Такой учитель не сумеет задать домашнее задание по физкультуре и проверить его. Да и утвержденная государством программа "обучения" лишь требует соблюсти какие-то абстрактно усредненные нормативы. Именно результаты соревнований и государственные нормативы привычно считаются достижениями физкультуры. О каких заданиях на дом может идти речь в таких условиях? К следующему уроку научиться отжиматься больше раз? А он на прошлом задании был в пике формы, а сегодня не выспался, на него погода влияет, он во время бега выложился на перемене, не смог улучшить результат - садись, бездельник, двойка.

Нет цели на уроках, нет домашних заданий - вот и в дневнике название предмета сокращают не до многозначительного "ф-культ", а до пренебрежительного "физ-ра". Потому что современная физкультура в школе для ученика - возможность выпустить пар или покрасоваться в новой форме. При сдаче нормативов мало кто усердствует - потому что у слабых желание побыстрее отмучиться и уйти от насмешливых взглядов сильных зверят, а у сильных в моде быть плохишом, непременным аксессуаром которого является сигарета и прочее пренебрежение к собственному здоровью. Развлечения в моде. А нормативы несмываемым пятном лягут на психику слабых детей и подпитают самомнение тех, кому повезло с родительскими генами и холодильником.

Физкультура - чуть ли не единственный предмет в школе, где любой ребенок может внезапно умереть в результате урока. Поэтому государственная программа "обучения" наполовину состоит из сковывающих учителя ограничений. Когда пресс качаем, то держать руки следует перед грудью, да? Нет, в школе полагается держать за головой, и не важно что ребенок локтями вперед тянется так, что шея скрипит, зато он не расшибет себе затылок, если вдруг сознание потеряет. Главная задача учителя - чтобы никто не покалечился. Ну и по нормативам отчитаться. Главная задача учеников - не уронить зачатки авторитета. Ну и развлечься.

Википедия говорит:
На сегодняшний день рядом теоретиков оспаривается целесообразность использования термина «физическая культура». Одним из аргументов «против» является то, что в большинстве стран мира данный термин вообще отсутствует в научном лексиконе. Исключение составляют лишь страны восточной Европы, в которых развитие физической культуры и спорта более полувека велось по образу и подобию советской системы.

Так вот скромный я хочу послать целый этот ряд теоретиков подальше. В школе должны быть уроки физкультуры, они не менее важны чем математика или история. Нужны специалисты, которые расскажут детям про возможности тела. Причем так, что появятся не только смешки, но и полезные привычки. Или исчезнут вредные, по крайней мере.

Планирую написать десяток коротких постов, в которых поднять относящиеся к физкультуре темы. Не для школьников, для детей должны писать специально под это заточенные педагоги. А для тех, кому в свое время в школе с физкультурой не повезло. Очень и очень не очевидные, но немаловажные вопросы. Между лекциями полагается небольшое домашнее задание для желающих лучше усвоить материал. Делать не обязательно, конечно, ведь мы не в школе. Первое на пробу - идя по улице, обратите внимание на плечи впереди идущих. Не кажется ли вам, что они чрезмерно зажаты, не двигаются относительно прочего тела? И о чем это должно сказать?

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9...

Tags: лекции по физкультуре, спорт, ф-культ, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments